Вне зависимости от того, следим мы за своей речью или нет, слова, сказанные близким, всегда имеют большое значение. Особенно в моменты, когда те уязвимы или больны. К ним важно относиться не менее внимательно, чем лекарствам. Выбирая те или иные слова, мы влияем не только на эмоциональное состояние близкого человека, но и на его способность противостоять болезни.
Слова любви и нежности – самые экологичные и эффективные лекарства. Они помогают ребенку чувствовать себя в безопасности и наполняют его положительной энергией. «Как мне с тобой хорошо», «Я тебя люблю», «С тобой так приятно сидеть рядышком», «Как же мне нравится с тобой обниматься».⠀
Слова-прогнозы – ключевая составляющая поддерживающей и целительной речи. С их помощью мы формируем у ребенка уверенность в том, что все хорошо и тревожится не за что. Родителям нельзя забывать, что уверенность в положительном будущем у детей – внешнее явление, которое определяется авторитетной позицией взрослого. Чтобы слова имели больший эффект о выздоровлении лучше говорить в прошедшем времени, как будто все уже произошло: «Ты поправился, еще немного – и можно идти в парк», «Как быстро твое горлышко справилось со всеми неприятностями, ему осталось чуть-чуть помочь», «Голова уже не такая горячая – температуру мы победили, отлично».⠀
Слова-восхищения – удачная альтернатива жалости. С одной стороны, они вызывают у ребенка чувство гордости и повышают самооценку, с другой – формируют активную позицию в отношении неприятностей, связанных со здоровьем. «Какая ты у меня молодец: быстро поправляешься!», «Ты очень сильный и смелый! Смотри, как тебя вирусы боятся – разбежались во все стороны», «Я обязательно расскажу бабушке, какой ты смелый и как быстро ты выздоровел».⠀
Заботливые слова для тела. Момент болезни можно использовать для того, чтобы учить ребенка наблюдать за своим телом и слышать его. Для этого активно следует наполнять свою речь телесной и сенсорной лексикой: «Как себя чувствуешь?», «Как твои ножки / ручки / животик?», «Давай поглажу / почешу / согрею». С детьми помладше хорошо в этот разговор вплетать поучительные сказки, например, про отдельные части тела, которые героически и с приключениями справляются со своими маленькими и большими неприятностями. Деткам постарше можно приводить реальные истории о том, как люди выздоравливали без лекарств и операций.⠀
Царство «хочу». Болезнь как раз то время, когда стоит по возможности отменить все детские и мамины «надо»: «надо готовить», «надо читать», «надо убираться», «надо заниматься», «надо стирать» и пр. Это дела обычных будней, когда все здоровы и полны сил. Единственное «надо», которое достойно внимания в этот непростой момент, касается режима, необходимого для скорейшего выздоровления. В целом же болезнь – это царство «хочу», баловства и всяческих приятностей, которые в этот момент можно смело позволять и ребенку, и себе в полном объеме. «А чего тебе сейчас больше всего хочется? Я, например, хочу попробовать бабушкино варенье и посмотреть старые фотографии / достать забытые игрушки / посмотреть видеозапись твоего выступления... а ты?» ⠀
Слова – радужные планы тоже родом из царства хочу, они придают ребенку сил. Их еще можно назвать катализаторами выздоровления. Когда говоришь ребенку о приятных вещах - «Мы поедем в парк кататься на каруселях / есть сладкую вату / гулять по набережной и кормить уток…» - набор скорости можно почувствовать даже на уровне речи. Вспомните чисто детское «поскорее бы». Главнее условие – планы должны отвечать интересам ребенка: чем выше интерес - тем выше скорость. И обязательно все обещания должны исполняться, иначе в следующий раз слова не сработают.⠀
Конечно, список целебных слов можно продолжить. Ведь язык богат, материнское сердце бездонно, а мир бесконечно прекрасен, что бы не произошло.