Лингвотерапия в сезон детских простуд
Мамино слово как лекарство
14 октября 2017
Три последних дня, которые мы с Ариадной провели дома, настойчиво сбивая ее температуру 39.5 и наблюдая теплую московскую осень из окна, натолкнули меня на мысль в очередной раз провести инвентаризацию не только лекарств и привычных способов лечения, но и своей речи. Исследуя вопрос: какие слова помогают ребенку быстрее и мягче перенести болезнь и окрепнуть - я пришла к выводу, что наряду с полезными словами не менее важно замечать и вредные.
Тревожные слова. Знаю по своим реакциям: когда ты вдруг замечаешь что-то необычное в поведении своего ребенка, первое чувство, которое запускается автоматически, – тревога. Оно вполне естественно и даже несет в себе ресурсы: ты просчитываешь риски, начинаешь что-то предпринимать. Но, когда чувство тревоги становится неуправляемым и передается ребенку, – оно крайне негативно сказывается на его состоянии. Когда малыш заболел, ему нужна надежная и любящая опора – уверенный в себе близкий человек, который искренне убежден в том, что все будет хорошо. Чтобы не допустить негативного влияния родительской тревоги на ребенка первое, что стоит сделать, – ограничить свою внутреннюю тревогу. Для этого можно сказать себе примерно следующее: «Соберись и следуй инструкциям / проконсультируйся у специалиста / наблюдай и реагируй», «Сейчас не время для переживаний». В этот момент ухаживающему человеку внутренне с собой лучше общаться на уровне инструкций, перекрывая эмоциональную лексику вопросами: «Что нужно сделать здесь и сейчас? Какого плана действий придерживаться? Когда следующая точка контроля?». Особенно важно исключить тревожные слова из внешней речи: «Что же делать?», «Я ничего не понимаю!», «Откуда взялся этот страшный кашель!», «Я очень волнуюсь!», «Я боюсь за тебя!». Тревожные слова пугают ребенка и дезориентирует самих родителей, поэтому и в своей внешней, и в своей внутренней речи их лучше тщательно фильтровать.

Слова жалости. Не менее осторожным следует быть и со словами жалости: «Как же тебе плохо», «Какая у тебя высокая температура, бедная моя девочка», «Давай я тебя пожалею». С одной стороны, жалость – обычное материнское чувство, через нее родители часто выражают любовь и заботу, дают ребенку понять, что сочувствуют ему. С другой – жалость очень коварна: она часто проявляет себя в речевых оборотах, где собеседник выступает в позиции жертвы. Обращаясь к близкому человеку со словами «Ты заболел, мне тебя очень жаль» мы формируем и укрепляем его веру в свою слабость, а не в свою силу. Из этой позиции – «Я слаб, я болен, меня надо жалеть» – сложнее противостоять болезни. Лучше сказать о своих чувствах и перевести внимание ребенка на что-нибудь интересное и приятное: «Я вижу, что тебе плохо, я с тобой… Смотри, дедушка написал тебе электронное письмо / я купила новую книгу / бабушка передала тебе варенье и твою любимую игрушку / у тебя сейчас такие красивые локоны».⠀
Вне зависимости от того, следим мы за своей речью или нет, слова, сказанные близким, всегда имеют большое значение. Особенно в моменты, когда те уязвимы или больны. К ним важно относиться не менее внимательно, чем лекарствам. Выбирая те или иные слова, мы влияем не только на эмоциональное состояние близкого человека, но и на его способность противостоять болезни.

Чего не стоит говорить, когда ребенок болеет

Вне зависимости от того, следим мы за своей речью или нет, слова, сказанные близким, всегда имеют большое значение. Особенно в моменты, когда те уязвимы или больны. К ним важно относиться не менее внимательно, чем лекарствам. Выбирая те или иные слова, мы влияем не только на эмоциональное состояние близкого человека, но и на его способность противостоять болезни.

Чек-лист целительных слов
Слова любви и нежности – самые экологичные и эффективные лекарства. Они помогают ребенку чувствовать себя в безопасности и наполняют его положительной энергией. «Как мне с тобой хорошо», «Я тебя люблю», «С тобой так приятно сидеть рядышком», «Как же мне нравится с тобой обниматься».⠀

Слова-прогнозы – ключевая составляющая поддерживающей и целительной речи. С их помощью мы формируем у ребенка уверенность в том, что все хорошо и тревожится не за что. Родителям нельзя забывать, что уверенность в положительном будущем у детей – внешнее явление, которое определяется авторитетной позицией взрослого. Чтобы слова имели больший эффект о выздоровлении лучше говорить в прошедшем времени, как будто все уже произошло: «Ты поправился, еще немного – и можно идти в парк», «Как быстро твое горлышко справилось со всеми неприятностями, ему осталось чуть-чуть помочь», «Голова уже не такая горячая – температуру мы победили, отлично».⠀

Слова-восхищения – удачная альтернатива жалости. С одной стороны, они вызывают у ребенка чувство гордости и повышают самооценку, с другой – формируют активную позицию в отношении неприятностей, связанных со здоровьем. «Какая ты у меня молодец: быстро поправляешься!», «Ты очень сильный и смелый! Смотри, как тебя вирусы боятся – разбежались во все стороны», «Я обязательно расскажу бабушке, какой ты смелый и как быстро ты выздоровел».⠀

Заботливые слова для тела.
Момент болезни можно использовать для того, чтобы учить ребенка наблюдать за своим телом и слышать его. Для этого активно следует наполнять свою речь телесной и сенсорной лексикой: «Как себя чувствуешь?», «Как твои ножки / ручки / животик?», «Давай поглажу / почешу / согрею». С детьми помладше хорошо в этот разговор вплетать поучительные сказки, например, про отдельные части тела, которые героически и с приключениями справляются со своими маленькими и большими неприятностями. Деткам постарше можно приводить реальные истории о том, как люди выздоравливали без лекарств и операций.⠀

Царство «хочу». Болезнь как раз то время, когда стоит по возможности отменить все детские и мамины «надо»: «надо готовить», «надо читать», «надо убираться», «надо заниматься», «надо стирать» и пр. Это дела обычных будней, когда все здоровы и полны сил. Единственное «надо», которое достойно внимания в этот непростой момент, касается режима, необходимого для скорейшего выздоровления. В целом же болезнь – это царство «хочу», баловства и всяческих приятностей, которые в этот момент можно смело позволять и ребенку, и себе в полном объеме. «А чего тебе сейчас больше всего хочется? Я, например, хочу попробовать бабушкино варенье и посмотреть старые фотографии / достать забытые игрушки / посмотреть видеозапись твоего выступления... а ты?» ⠀

Слова – радужные планы тоже родом из царства хочу, они придают ребенку сил. Их еще можно назвать катализаторами выздоровления. Когда говоришь ребенку о приятных вещах - «Мы поедем в парк кататься на каруселях / есть сладкую вату / гулять по набережной и кормить уток…» - набор скорости можно почувствовать даже на уровне речи. Вспомните чисто детское «поскорее бы». Главнее условие – планы должны отвечать интересам ребенка: чем выше интерес - тем выше скорость. И обязательно все обещания должны исполняться, иначе в следующий раз слова не сработают.⠀
Конечно, список целебных слов можно продолжить. Ведь язык богат, материнское сердце бездонно, а мир бесконечно прекрасен, что бы не произошло.

Made on
Tilda